Коллегам на заметку!
- Консультация на тему: «Проектирование сюжетно – ролевых игр для детей дошкольного возраста»
- Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в работе с младшими дошкольниками.
- Консультация для педагогов: "Поговорим немного о труде"
- Консультация во 2 младшей группе на тему: "Как правильно уметь играть?"
Консультация для педагогов на тему:
« Развитие логического мышления посредством игр и упражнений с блоками Дьенеша».
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, поставленные в программах "Детство", "Развитие", "Радуга", "Истоки" и других.
И в своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.
Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста.
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами.
Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).
«Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. (Объяснить условное обозначение карточек)
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: « Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любом режимном моменте, а так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий
(использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).
Группа игр, направленная на «выявление и абсрагирование свойств.» это игры и упражнения помогут развить у детей умения выделять в предметах от 1 до 4-х различных свойств (форму, цвет, размер, толщину), абстрагировать (отличать) одни из них от других, называть их. С их помощью дети получают первые представления: о замещении свойств знаками - символами; освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий; приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет достичь верного результата».
«Сравнение, классификация и обобщение»
«Игры и упражнения этой группы помогут развить у детей умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному, двум и трём свойствам. При этом, сначала ребёнок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трёх, от обобщения предметов по отдельным свойствам к выведению закономерностей их порядка и т.д. в конкретном упражнении».
«Логические действия и операции» - « эти игры и упражнения предназначены для старших дошкольников. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ», умения с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате этих игр ребёнок сможет свободно рассуждать, обосновывать правильность или ошибочность действий».
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Консультация на тему: "Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству"